Наш современный коллектив!
«Плохой хозяин – растит сорняк. Хороший – выращивает рис.
Умный культивирует почву, дальновидный – воспитывает работника»
И.Иманцуми.
v
Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения
нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием
условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть
социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально -
педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять
инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
vВедущую роль в обеспечении эффективности воспитательно образовательного
процесса играет педагог, его
профессионализм.
v
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление
деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе
управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной
системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего,
способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.
Методическая работа – в дошкольном учреждении – это целостная, основанная на
достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных
мер, направленных на всесторонне повышение квалификации и профессионального
мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом.
Цель
методической работы:
§Повышение
педагогического мастерства каждого
воспитателя и педагогического
коллектива в целом;
§Обеспечение
качества образования.
Задачи:
•Управление образовательным
процессом (ведущая).
•Совершенствование педагогического
мастерства.
•Развитие профессиональной
компетентности педагогов.
•Формирование потребности
педагогов в самообразовании.
•Организация работы с родителями.
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Традиционные
Не традиционные
Современные
«Современные формы работы с педагогическими кадрами в ДОУ».
«Плохой хозяин
растит сорняк,
Хороший выращивает рис,
Умный культивирует почву,
Дальновидный воспитывает
работник
(И.
Иманцуми)
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного,
свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в
связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Помочь воспитателю овладеть новым
педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе
образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально
организованная методическая работа.
Методическая работа – в дошкольном учреждении – это целостная,
основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система
взаимосвязанных мер, направленных на всесторонне повышение квалификации и
профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом.
Задача заведующего и старшего воспитателя дошкольного учреждения
заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем
эффективные формы и методы повышения педмастерства.
Сложность и многообразие целей и задач методической работы в
современном дошкольном учреждении, разносторонний характер её содержания,
особенности каждого ДОУ требуют разнообразия методических форм работы с кадрами
и их оптимального сочетания.
В последние годы ведутся активные поиски новых, нетрадиционных
форм методической работы. Однако сами по себе, безотносительно к содержанию
повышения квалификации педагога, формы работы не могут гарантировать
творческого подхода. Нет и не
может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные,
поскольку каждая из них отвечает определённому содержанию. Любая традиционная
форма может быть активной, если она грамотно используется и реализует
информационную, ориентирующую и развивающую функции.
Работая в коллективе,
важно знать его психологический климат, эмоциональное состояние педагогов,
уровень профессионального и личностного развития.
Свою
работу я начала с тестирования.
(тесты
для педагогов, папки)
Повышение уровня мастерства педагогов является
приоритетным направлением деятельности методической работы, которая занимает
особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное
звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так
как, прежде всего, способствует повышению профессиональной компетентности
педагога, развитию его творческой инициативы.
Активизация творческой деятельности педагогов
возможна через нетрадиционные, современные методы и формы работы с педагогами. Многие
основные методические инновации связаны с применением современных методов обучения.
Значение использования современных форм работы в дошкольном учреждении:
1. Повышение качества воспитательно –
образовательного процесса в дошкольном учреждении.
2. Стимулирование интереса и мотивации педагогов к
самообразованию.
3. Повышение уровня активности и самостоятельности.
4. Развитие навыков анализа и рефлексии своей
деятельности.
5. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
Кроме того, современные формы работы обеспечивает создание атмосферы, снимающей у
взрослых напряженность и тревожность в связи с включением в образовательную
деятельность, раскрывает новые возможности, является необходимым условием для
становления компетентностей.
Первая эффективная нетрадиционная форма, введенная в работу с педагогами ДОУ –
деловая игра.
• Деловая игра:
способствуют повышению интереса к рассматриваемой проблеме, помогают
формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей решения сложных
задач, формируют и тренируют их практические умения и навыки. Деловая игра –
это в определенной степени репетиция деятельности педагога. Она дает
возможность проиграть любую педагогическую ситуацию в лицах, что позволяет
понять психологию человека, встав на место ребенка, его родителей, заведующей
или коллеги.
• Педагогический ринг:
Здесь предполагается атаковать соперника вопросами, на которые должен
оперативно быть дан ответ. Вопросы может задавать и ведущий игры. Содержание
вопросов может относиться к одной или разным проблемам, в зависимости от цели
его проведения: уточнить и систематизировать занятия по одной проблеме или
провести мини – диагностику знаний педагогов по целому комплексу вопросов.
Например, педагогический ринг: «Пути совершенствования образовательного
процесса в ДОУ».
• Круглый стол: тема
и проблема высвечиваются заранее. Возможно подготовленные выступающие. Можно
разделить участников на группы при обсуждении разных видов по одному вопросу.
Обязательно ведущему формировать выводы и предложения. Темы для круглых столов
могут быть разными, но они обязательно должны содержать в своей формулировке
альтернативные элементы. Например, - «Проблемы взаимодействия общественного и
семейного воспитания на современном этапе», «Дошкольное образовательное
учреждение – каким ему быть? », «Сила личности воспитателя. В чем она? ».
• Симпозиум –
обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими
их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.
• Дебаты –
обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений
представителей двух противостоящих групп.
• Дискуссия - один из
путей, который поможет научить педагогов вести профессиональный, конструктивный
спор, способный привести к решению проблемы, выработке общего мнения. Дискуссия
(в переводе с латинского – исследование, разбор) заключается в коллективном
обсуждении какого – либо вопроса, проблемы или в сопоставлении идей, мнений,
предложений. Она может быть использована как самостоятельный вид работы с
педагогами, а также как инсценирующая дискуссию деловая игра. Принимая участие
в дискуссии, педагог прежде всего формулирует тезис – мысль или положение,
истинность которого следует доказать. Перед проведением дискуссии следует
сформулировать перед педагогами проблему и цели дискуссии, то есть разъяснить,
что обсуждается, почему проводится дискуссия и что должно дать обсуждение. При
этом необходимо заинтересовать педагогов, указав им на нерешенные или
неоднозначно решаемые педагогические проблемы или вопросы. Следует также
установить регламент дискуссии и каждого выступления.
Руководитель дискуссии должен создать
доброжелательную обстановку, положительный эмоциональный фон, а также
убедиться, что все педагоги осознают суть обсуждаемой проблемы и знакомы с
соответствующей терминологией, единой для всех участников.
Цель руководителя – собрать как можно больше мнений, поэтому он активизирует педагогов и
поддерживает их активность, предлагает сформулировать предложения,
высказывается сам, стремясь выявить разные подходы, разные мнения, чтобы прийти
к нужному результату.
• Дискуссионные качели
(дискуссия) : аудитория делится на группы (2 и более). Каждая группа
защищает противоположные мнения по одной проблеме.
• Мозговой штурм:
группа из нескольких человек активно обсуждая решает какую – нибудь проблему.
Лидер группы озвучивает общее решение.
• Лекция вдвоем:
педагог со специалистом или родителем в паре освещает актуальные вопросы.
Материал такого вида лекции заранее распределен. По окончанию слушателям
позволено задавать вопросы обоим лекторам.
• Лекция «вопрос – ответ»: на
протяжении всей лекции задаются вопросы, лектор отвечает.
• Метод «Квадро» (форма
дискуссии после лекции педагога). Педагог задает проблемный вопрос, родитель
голосует карточкой (4 шт.) : 1 – согласен; 2 – согласен, но; 3 – не согласен; 4
– согласен, если. Затем педагог объединяет в группу родителей с одинаковыми
карточками и организуется дискуссия. Выводы делаются педагогами.
• Творческий час «Золотые
россыпи»: работа небольшими коллективами, где разрабатываются
методические рекомендации, модели анализа литературного произведения, внедряются
нетрадиционные техники рисования.
• Мастер – класс
(практикум). Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом,
системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь
наилучших результатов.
• Педагогическая мастерская или
педагогическое «ателье»: педагог – мастер знакомит членов
педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно –
образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации.
Например: «Развитие творческого воображения дошкольника средствами
художественной литературы, изодеятельности, экспериментирования».
Современные формы работы.
• «Киношкола»: педагог
показывает заранее подготовленные видеозаписи одного из видов детской
деятельности (на пример, играют дети). Показ без комментариев. По данным
педагогом критериям родители оценивают уровень развития детской деятельности.
• Банк идей: это
рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению
традиционными способами на данном этапе. Например: «Экология игры: как вернуть
игру в жизнь детского сада».
• Выставки – ярмарки
педагогических идей, аукцион: публичное представление лучших образцов
профессиональной деятельности. Грамотно подготовленная и проведенная, она
стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Ведет к появлению новых
идей, стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию.
• Квик – настройка:
это настрой педагога на успешную работу.
1. Если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь!
2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы
мира вам завидуют.
3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше
работают, тем дороже ценятся.
• Кейс – метод:
неигровой метод анализа и решения ситуаций. Где педагоги участвуют в
непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной
практики.
Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний
и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности
педагогов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое
овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие творческих
способностей.
• Презентация: наглядный
вариант лекционного и практического материала.
Квест
Педагогический
Баттл:
Батл, баттл (англ. battle — бой, битва) — сражение
между участниками для выявления сильнейшего из них.
Мне пришла идея создать корпорацию,
объединяющую педагогов общностью интересов – «Союз единомышленников». Это
корпорация добрых, общительных, умных, душевных, организованных, удачливых.
Примеры некоторых мероприятий: супер - девичник, мастерская дизайнера, звездный
час, мистический Новый год, выход в театр, кино, выезд на природу.
Все перечисленные методы достаточно эффективны.
Подводя итоги, можно сказать, что
грамотно построенная система современных
форм работы с педагогическими кадрами, - приведет к повышению уровня
воспитательно – образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий